|
||||
Bf.109T
К концу 30-х
годов заметное место в умах верховного командования флота занимал авианосец. В
феврале 1939 г командующий флотом адмирал Эрих Редер предложил План Z, по которому, как он
надеялся, немецкий флот сможет бросить вызов британскому где-то около
1944 г и в котором предусматривалось завершение двух уже заложенных авианосцев
В начале 1939 г Мессершмитт предложила палубный истребитель Bf.109T (трагер Bf.109T-0 были оснащены двигателями
DB-601A, для увеличения угла глиссады на верхней поверхности крыла были
установлены спойлеры, а стойки шасси были усилены. После испытаний в Травемюнде
зимой 1939-40 гг. их предполагалось передать для войсковых испытаний в
II/JG.186 (ядро, которой составляли 5-я и 6-я авианосные истребительные эскадрильи).
Однако работа на Графе Цеппелине в октябре 1939 г приостановилась, так как посчитали использование одного
авианосца вдали от баз непрактичным. Окончательно работы были прекращены в мае
1940 г. II/JG.186 тем временем поступила в качестве третьей группы в JG.77
и участвовала во французской кампании. В июне 1940 г группу перевели в
Тронхейм, в Норвегии, а 6 июня ее переименовали в III/JG.77. Сборка 60 Bf.109T-1 на Физелере прекратилась
сразу после приостановления работ на авианосце. Но успех британских авианосцев
на Средиземном море в конце 1940 г, вновь привлек интерес к этому типу кораблей.
Хотя немедленно приступить к работам на авианосце посчитали преждевременным
(они возобновились 13 мая 1942 г), Физелер получила приказ закончить
60 Bf.109T, но уже без
авианосного оборудования. Самолет был выполнен в варианте
истребителя-бомбардировщика, приспособленного для эксплуатации с коротких
взлетно-посадочных полос.
С самолета сняли крепления к катапульте и посадочный гак, оснастили подфюзеляжным держателем для 300 л бака, четырех 50 кг бомб или одной 250 кг. Самолет получил обозначение Bf.109T-2. Истребитель стал сходить со сборочной линии весной 1941 г. Его сочли подходящим для использования с небольших, временных аэродромов, которые были основными во время норвежской компании. III/JG.77 была переброшена на юг для участия в операции Марита, а в Норвегии ее сменила I/JG.77, располагавшаяся в районе Ставангера. Bf.109T-2 поступали в Аальборг, в Дании. Оттуда их перегоняли пилоты I/JG.77. Перевооружение с Bf.109E-3 на Bf.109T-2 началось в июне 1941 г. За последующие недели были перевооружены все три эскадрильи. При этом одно звено было переведено в Тронхейм (позже стало отдельной эскадрильей Тронхейм).
Bf.109T-2 оснащались двигателями
DB-601N, работавшими на 96-октановом бензине С3, и по своим характеристикам были
близки Bf.109E-4/N, несмотря на
крыло большего размаха. После прибытия в Норвегию выяснилось, что надобности в
спойлерах на Bf.109T-2 не было.
При взлетном весе 2800 кг Bf.109T-2 имел взлетную дистанцию на высоту 15 м в 500 м. Минимальная скорость
была 120 км/ч. Посадочная дистанция с высоты 15 м при использовании
тормозов была 670 м. Посадочная скорость была 130 км/ч.
24 января 1942
г I/JG.77, еще имевшая на вооружении Bf.109T-2,
была переименована в I/JG.5, вскоре, после чего 3-я эскадрилья была переведена
на остров Хердла у Бергена, где был оборудован
деревянный настил длиной чуть больше палубы авианосца. В
марте
1942 г английская палубная авиация отогнала Тирпиц от двух конвоев, следовавших в Мурманск. В результате вновь
стал вопрос об оснащении кригсмарине авианосцем. Адмирал Редер потребовал
завершения Графа Цеппелина в
качестве эскортного авианосца немецких рейдеров. Приказ возобновить работы на
авианосце поступил 13 мая, но к этому времени Bf.109T-2 считался уже устаревшим, а летом 1942 г их в
составе I/JG.5 заменили на Fw.190A-3.
Хорошие
взлетно-посадочные характеристики Bf.109T-2 позволили направить оставшиеся самолеты в состав так называемой эскадрильи Гельголанд. Эскадрилья была сформирована
10 апреля 1943 г на укрепленном острове Гельголанд. В ноябре ее переименовали
в 11./JG.11.
Позже
эскадрилью опять переименовали в 8./JG.4, а новую 11./JG.11 создали на базе
8./JG.11. Где-то половина от первоначального числа Bf.109T-2 оставалась в составе воздушного флота Рейх до лета 1944 г, когда их
перевели в IV/JG.5 в состав V воздушного флота (Запад). Здесь они использовались
вместе с Bf.109G и Fw.190 до
конца года, когда их окончательно сняли с вооружения.
Тактико-технические характеристики Bf.109T-2
Тип - одноместный
истребитель-бомбардировщик
Двигатель - DB-601N; 12-цилиндровый
типа перевернутой V жидкостного охлаждения, взлетной мощностью 1200 лс и
1270 лс в течение минуты на высоте 5000 м
Скорость
Максимальная скорость (на
максимальном режиме двигателя) при весе 2800 кг:
472 (487) км/ч у земли
492 (508) км/ч на 1000 м
512 (525) км/ч на 2000 м
530 (543) км/ч на 3000 м
552 (562) км/ч на 4000 м
567 км/ч на 5000 м
572 км/ч на 6000 м
Крейсерская скорость:
440 км/ч у земли
463 км/ч на 1000 м
485 км/ч на 2000 м
507 км/ч на 3000 м
528 км/ч на 4000 м
550 км/ч на 5000 м
Максимальная дальность полета
с 300 л баком:
910 км при скорости 320 км/ч у
земли
735 км при скорости 350 км/ч на
5000 м
725 км при скорости 450 км/ч на
9000 м
Hачальная
скороподъемность при весе 2800 кг - 17 м/с
Время подъема на высоту:
3000 м - 3 мин
6000 м - 6,4 мин
8000 м - 10 мин
Потолок рабочий - 10 500 м
Вес:
пустой - 2000 кг
взлетный (без внешних подвесок) -
2800 кг
максимальный - 3080 кг
Размеры:
размах крыла - 11,1 м
длина - 8,8 м
высота - 2,6 м
площадь крыла - 17,5 кв. м
|
||||
|